Выбор книг для “Открой Рота” и его производных — это самое сладкое в этом процессе. Первая ступень — выбрать саму книгу, вторая — найти подходящий отрывок. “Пусть мучаются! Ах-ха-хха! Так вам и надо!” — эти и другие возгласы озаряют магазин, библиотеку или другие места, где собирается оргкомитет.
Каждому году из шести лет существования проекта я выбрал три книжки, которые вспомнил. Поехали.
2011
Два романа под одной обложкой достались Кириллу Логинову. Сей последний так громко прокричал название второго из романов, что ему это вспоминали несколько лет. Саму книжку я, естественно, не читал и не планирую.
Не знаю, кто эти авторы, книга отнесена издательством Ливбук к жанру “поп-психологии”, что сразу же отвращает от желания ее прочесть. Особенно бесят звездочки вместо буквы “я” в названии. Одна девушка читала ее, забравшись на стул. Вот и все, что я знаю об этом фундаментальном труде.
“Чемпионская книжка” барнаульца Сергея Зубчука, принесшая ему победу в финале 2011 года. Был декабрь, в Москве “бушевали” протесты, сам Зубчук не сразу понял, что ему досталось. Прочитал и победил. А протесты потом “слили”. Я по этому поводу написал колонку на sib.fm с заголовком “Улыбок тебе, дед Мокар”. Многие меня за это осуждали потом в каких-то там комментариях.
2012
Нетленка Сергея Троицкого стала началом прекрасной дружбы Паука с Новосибирском, вылившаяся в шумную кампанию по выборам мэра. Стикеры “Паук Наш Мэр” украшали остановки, граждане грезили о моднейших дирижаблях, Паук раскатывал по городу на лимузине и облетал его на вертолете.
Единственная книга стихов, прочитанная мной от корки до корки. Стихотворение “Обо мне написали в газетах, а она все равно не дала” стало моим жизненным девизом на долгие годы и холодные зимние вечера. Девушка, которой это стихотворение досталось, однако, запорола его с треском.
Один из немногих случаев, когда один и тот же отрывок использовался несколько раз и несколько лет. Интересно, что Елизаров говорил, что сам нашел это видео в интернете.
2013
Первый “Открой Рот” в Красноярске прошел при поддержке Фонда Астафьева. С тех пор “Открой Рот” полюбил Красноярск, Красноярск полюбил “Открой Рот”, а одиннадцатитомник сибирского классика покупался в магазине “Академкнига” раза четыре. Или больше.
Мы не могли пройти мимо первого в российской литературе гей-детектива. Я даже сдуру его прочитал.
Стихотворение “Спи моя милая, спи, если сходила пи-пи” в одном из “Открой Ротов” было прочитано дважды.
2014
На полномасштабном чемпионате Москвы, который не то можно, не то нельзя было называть “Открой Ротом” книга Сорокина досталась Мише Векслеру, который тогда только начинал свой путь к череде поражений в московских финалах. Да и фамилией он тогда другой представлялся.
Я заставил всю Москву в один день 24 мая читать в разных концах города стихотворение “Бородино” и этим горжусь.
С прочтением этой книжки в парке Северное Тушино связана одна смешная история, которую как-нибудь потом расскажу.
2015
Пусть вас не вводит в заблуждение надпись Poems на обложке этой книги. Бэккет писал и на французском. Кто ж знал, что на финале Loud Allowed в Резиденции Британского посла Ольге Миловидовой достанется именно французский отрывок? Член жюри Владимир Познер поставил Ольге за него жирную двойку.
Перу великого русского поэта Игоря Николаева принадлежит множество нетленок. Но главная из них — “Женщина хочет тебя”. Ни разу не слышал этот шедевр положенным на музыку. Упущение вселенского масштаба. Если кто-то найдет, пошлите мне, хочу все знать.
Проехавшая 9 российских городов книжка стихов английских поэтов начала 20-го века изучена вдоль и поперек. И все равно — главный стих в этой книге для меня — Winifred Mary Letts, The Deserter. Не помню, как звали девушку в Екатеринбурге, от чтения которой у меня были мурашки.
2016
Сборник сонетов в переводе Александра Финкеля на данный момент объехал почти всю страну. Осталось еще примерно полтора десятка городов, в которых он побывает в рамках Года Английского языка и литературы в России. Книжка истрепалась, но жива, или, как модно сейчас говорить, держится.
Эту книжку, только что вышедшую в АСТ, читает вся Москва в отборочном этапе “Открой Рот. Москва”. До конца не успеют. Но прочтут значительный кусок.
Еще одна английская книга, объехавшая всю страну. Лимерики читали в нулевых турах, где они требовались. Похищена неизвестными злоумышленниками в Мурманске.
Наш рот-парад будет продолжен, впредь буду подходить к нему серьезней. Например, писать рецензии. (Вру)