Есть такой штамп из школьных сочинений: “книга заставляет задуматься”.
Вчитываясь в текст Фуко, который конечно же начинается с колесований и отрезаний языков, постепенно переходя в совершенно непонятные для обывателей типа меня рассуждения о противозаконности и делинкветности (чем они отличаются, объясните люди добрые, я ж электрик по образованию!), ставящий в один несомненный ряд школу, больницу, армию и, конечно же тюрьму, с моей головы несколько раз слетала шляпа.
С одной стороны, как и многие “гаражные” книжки Ад Маргинема, Трактат фуко можно было бы изложить в рамках небольшой газетной статьи, а не разжевывать какие-то максимы на 400 с лишним страниц. С другой стороны закрыв последнюю вчера в “сапсане” я подумал о наказаниях будущего. Мы постепенно приближаемся к состоянию тотального паноптикона, когда заключение под стражу или упаси боже расстрел без права переписки рано или поздно станут ненужными, как сейчас колесование и усекновение головы. И не из-за неизбежной победы коммунизма. Первая ласточка такого общества — запрет на выезд из страны по постановлению судебных приставов (интересно, существует ли такая практика в других странах, или это чисто российская ботва), когда для наказания и достижения целей наказания не применяются никакие специально созданные тюрьмы и автозаки.
Впрочем, идеалист Фуко заканчивает текст фразой о далеком гуле сражения, в которое я на старости лет не верю, да и не надо оно нам.